10.06.2016

Найти себе другого врага

Нариман Ибадуллаев на своей странице в Фейсбуке опубликовал замечательное стихотворение нашего современника Дилявера Османа о крымских татарах.
 
Почти одновременно в интернете увидела вот этот демотиватор: «Если враг не сдается, то надо найти себе другого врага». Похоже, он тоже про нас: вместо того чтобы объединить силы в достижении цели, мы упорно и, надо сказать, успешно ищем врагов среди своих.
 
Может, поэтому крымскотатарский «воз и ныне там»?.. Решила объединить стихотворение и плакат в одном посте. На мой взгляд, получилась характеристика поведения крымских татар в течение последних ста лет. Если кто-то не согласен с подобным выводом, буду рада узнать его мнение, потому что самой хотелось бы убедиться в обратном.

Эпиграф – строка из стихотворения «Ойлав» Мемета Ниязи (1878-1931), в ней говорится о том, что нашему народу не нужен враг, так как нам есть с кем грызться – со своими соотечественниками.

                              Дилявер Осман

             ЗАВАЛЛЫ ТАТАР

Бизим халкъкъа талаш барда джав не керек?
                                                  Мемет Ниязий


Эй, татарлыкъ, татарлыкъ! Не олды сана?
Дост, союнъны куньлейсинъ, янам алына.
Заман кене къачилай, къалмады сабыр,
Шу заваллы татарнынъ алы пек агъыр...


Келип чыкъа бир дава, недир пайлаша,
Эки татар озь ара кене талаша.
Етмегинми чектиги ах, нидже асыр,
Шу, заваллы татарнынъ алы пек агъыр...


Бир-бирини къоралмай, не мушкуль азап,
Эки ёлнынъ ортасында къалды шашмалап.
Озь озюни балталап йыкъмагъа азыр.
Шу заваллы татарнынъ алы пек агъыр...


Айырасынъ кене де ногъайны, татны
Къыдырсанъ да тапмазсынъ "темиз" татарны,
Халкъны болип душманлар чектилер сынъыр,
Шу заваллы татарнынъ алы пек агъыр...


Анда-мында атыла, ёлны шашыра,
Къопара бир янгъара, ола маскъара.
Бойле этип юртунда атмазсынъ тамыр,
Шу заваллы татарнынъ алы пек агъыр...


Озюмизден «агъалар» саллай пармагъын –
«Ойле этме, бойле эт, ишынъ бар ярын...»
Чекеджегинъ чекеджек алим ве шаир.
Шу заваллы татарнынъ алы пек агъыр...


Заман ич еналмады, джаиллик енди.
Бу белялы башына нелер кельмеди.
Эр тарафтан талады амансыз такъдир,
Шу заваллы татарнынъ алы пек агъыр...


Халкълар огге адымлай бойле вакъытта,
Татар къалды чыкъалмай сазлы батакъта.
Омюри кечип кетер, эп ойле факъыр,
Шу заваллы татарнынъ алы пек агъыр...


Душманлар да къувана, ниетлер къара!
Шына къакъып арагъа къавгъа чыгъара.
«Эй, миллетим, токъта!» – деп, къычырсам – сагъыр,
Шу заваллы татарнынъ алы пек агъыр...


                                                Къарасубазар. 1994 с.

 

3 комментария:

  1. Зекирья Халит11 июня 2016 г. в 08:33

    Колонизаторы всегда отбирали из среды народа - как говаривал Аристотель - стада, своих пастухов. Т.е. те, кто погоняют это стадо, ведут его на пастбища (хорошие или плохие), делают овцам стада прививки, необходимые для выживания в неблагоприятных условиях, с пастухами хозяева обычно советуются, каким барашком можно пожертвовать и т.п. Пастухи - это элита народа (в Древней Греции при Аристотеле - аристократы и жрецы).

    Еще один принцип: "Разделяй и властвуй" (лат. divide et impera) - принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей, это лучший метод управления таким государством - разжигание и использование вражды между его частями.

    В более широком смысле - тактика (чаще скрытая) создания, усиления и использования противоречий, различий или разногласий между двумя или более сторонами для контроля над ними. Нередко используется более слабым меньшинством для управления большинством."

    В политике и социологии "разделяй и властвуй" - стратегия получения и поддержания власти путём разделения большой концентрации власти на группы, которые индивидуально имеют меньше власти. Чаще всего маленьким группам власти препятствуют соединиться и стать более мощными, так как обычно труднее разбить уже существующие структуры власти. Эффективное использование этой техники позволяет небольшими силами управлять теми, кто вместе имеет большую власть (или имел бы большую власть, если они могли бы объединяться).

    Такая техника требует большого навыка и политического изящества, хорошего понимания политической науки, истории и психологии. "Разделяй и властвуй" работает только в том случае, если объекты этой техники согласны с ней (например, потому что это ведёт к их личному преимуществу). Это работает лучше всего в обществах, где существовало жестокое соревнование между благородными семьями, кланами или социальными классами до того, как повелитель вступал во владение.

    ОтветитьУдалить
  2. Вот такие вот бараньи рецепты и применили к крымским татарам... однозначно...

    ОтветитьУдалить
  3. Певат Мамедеминова12 июня 2017 г. в 13:08

    Смею возразить. Наш народ имеет дело с коварным лжевластием, которое ведет войну против нас м марионетками из числа крымских татар и из них же создает марионеточные организации типа ЦИГ,ОКНД-МЕДЖЛИС ,создавая через подконтрольные им СМИ высокий международный имидж. Этот метод спецслужб заимствован на Западе как очень эффективный прием дезориентацим и разгрома императивов народа и его старого инструментария

    ОтветитьУдалить